Итальянки взяли за смерти

Рoвнo три гoдa нaзaд, 19 мaя 2014 26 итaльянoк, влюблeнныx в кaтoличeскиx свящeнникoв, нaписaли письмo пaпe Римскoму, прoсит eгo oтмeнить цeлибaт. Фрaнциск пaру мeсяцeв нaзaд, oбeщaл пoдумaть нaд тeм, чтo свящeнникaми мoгут стaть мужчины, жeнившиeся дo вступлeния в сaн, нo пoзвoлить жeниться нa ужe сущeствующую дуxoвным лицaм oн eщe нe гoтoв. «Гaзeтa.Ru» пoгoвoрилa с бывшими кaтoличeскими свящeнникaми, кoтoрыe мнoгo лeт нaзaд сдeлaли свoй выбoр зa любимыx жeнщин, a тaкжe oт спoнсoрoв тoгo сaмoгo «письмa 26».

Читaть дaлee

  • Рубль кoпит силы oбвaл

«A вeдь любoвь к Бoгу и любoвь к жeнщинe нe прoтивoрeчaт друг другу», — считaeт 61-лeтний Aльбeртo Стукки. Крoмe тoгo: «Любoвь можно делить, как пирог, — горячо уверяет он, — один кусочек Господу, а другой — любимого человека». В 2001 году Альберто — то еще падре Альберто — встретил Елену. То, что через несколько месяцев «пустило корни» в его сердце, он назвал «распустившимся цветком». Теперь это сравнение ему наиболее близко: уже несколько лет бывший руководитель сообщества миланского аббатства Кьяравалле возглавляет садоводческую компанию Il Giardiniere dell ‘ anima (буквально — «Садовник души»).

Реклама

Пока не поздно, не пробовал, или Альберто и Елена борьбе с нечаянно нагрянувшей любовью? «Нет, мы думали, как нам быть». Тогда еще действующий священник и прихожанка, они оба вместе и по отдельности, пытались поговорить с церковным начальством, объяснить абсурдность целибата как обязанность, а не выбор: «в конце концов, это не догма, а правило, создана людьми, и несущее, скорее практического, а не теологический смысл». Но ни понимания, ни желания диалога пары встретились. Зато получила совет, который их, мягко говоря, удивлен. «Принцип Августина: «Люби, и делай что хочешь». Я же сказал делать что хочу, но секрет. Скрывает, воровство или убийство, но ни в коем случае не любовь». Альберто недоумевает: и почему вообще нужно отказываться от того, что проповедуешь?

Любовь в большом городе

Москва, конечно, является не Верона, но и в российской столице кипели страсти не хуже итальянской. «Газета.Ru» сделал сбор самых трогательных… →

По его словам, после общения с Еленой, он стал усерднее молиться, сильнее и увереннее чувствуют себя ее пребывания на службе, лучше понимать те, которые приходили к нему на исповедь или просто обращался к вам за советом.

Независимо от того, является ли это воля Альберто, который считал и до сих пор считает, что его призванием жизнь в тишине, в молитве и труде» и отдал служению одиннадцать лет, он бы не выбирать между любимым делом и любимой женщиной, между счастьем служения и блаженства. Но правила таковы: или — или. Часть влюбленные не хотят, чтобы держать свои отношения в тайне — тем более. Альберто взял Елену в законные гражданской жены, о чем никогда не жалел.

Женщина всегда при чем

То, что во франции называется «cherchez la роковая», на итальянском звучит как «c’è una donna in ogni caso». Вроде как «женщина всегда нет». Вот и три года назад очередная волна дискуссии о необходимости обете безбрачия поднялся с легкого росчерка 26 синьорин, призвавших папу Римского отменить целибат. Именно после их письма в Италии и за ее пределами католики и не только вновь заспорили о моральных устоях, религиозных порядках и семейных ценностей, о «духовных скрепах» и «пошатнувшихся основах». Они схлестнулись цитатами «плодитесь и размножайтесь» и «скопцы, которые сделали себя скопцами для Царства Небесного», «нехорошо быть человеку одному» и «безбрачным же и вдовым говорю: хорошо им оставаться, как я.

Споры о необходимости для католического духовенства целибате выполнены все десять веков, что он существует. Почему Римско-католическая церковь твердо настаивает на его необходимости? Версий много, от «малого экрана приведут к изменениям в более крупные вопросы» до «церковь просто не хочет, чтобы после смерти монахов их имущество досталось их детям». Бывшие и действующие священники ответить только так: «Это вопрос не к нам». А многие ли меняют четки-розарий на обручальное кольцо?

Только в Италии за последние несколько лет, ради и из-за женитьбы лишились сана, по разным данным, от шести тысяч до нескольких десятков тысяч священников.

Вы 26 противниц «мошенничества» и «болезненной проблемой выбора, с которой сталкиваются их возлюбленные были предшественницы: семь лет назад подобное письмо получил сорок женщин Бенедикт XVI. В обоих случаях ответ сыпались обвинения в похоти и предательстве, напоминания о «отвергнись себя» и «если хочет жениться, может выбрать другую церковь». Кстати, некоторые обсуждения участников, считает иначе: пасторы станет намного компетентнее вопросы семьи, если заведут ее.

Кому последнего письма, папа Франциск, на просьбу ответил расплывчато: согласился с тем, что целибат это не догма веры, а правило жизни», который я очень ценю и верю, что это дар для церкви. Но так как это не догма, двери всегда открыты». Реакция его святейшества можно было трактовать двояко. Мол, никто не держит? Можно ли жениться, не лишаясь священного сана? В любом случае, вряд ли можно назвать открытой дверью в этот «террор» по отношению к отлученным женатым священникам, о котором они рассказывают.

Тихий дон

59-летнему Фьоренцо де Молли повезло больше других. Да, его любовь к Илеане также стоило ему сана и, конечно, приятно родственников («сначала родители были недовольны, очень-очень недовольны»). Но — редкий случай — он нашел понимание епископа, кардинала Карло Мария Мартини, известный своими либеральными взглядами, и викария Франко Бровелли. Влюбленного священника выслушали и поддержали. И каких-либо обвинений в предательстве? «Абсолютно».

Папа молодой и престарелый

17 декабря глава католической церкви папа римский Франциск отмечает свое 80-летие. В то же время сериал «Молодой Папа», выпущен в октябре 2016-го, превосходит все… →

16

После нескольких лет раздумий дон Фьоренцо «ушел в отставку», оставшись без обращения «дон» и полк, и попал в религиозный брак с Илеаной. Привычную церковную жизнь сменила мирская суета: решить проблему жилья, выплата кредита, выбор школы для сына, сбережений, заработной платы (в настоящее время синьор де Молли работает в основном операционные директор миланского Дома общества). Словом, все в порядке. Разве что Фьоренцо скучает по служению мессы, в ходе исповеди и фразу «Бог простит», в эти таинства. Понять полностью, что означает отказаться от всего этого раз и навсегда, с мирской позиции просто невозможно. «Это был самый трудный выбор, и цена его была высока».

В первый раз он увидел Илеану в 1997 году и… нет, не влюбился сразу: «в конце концов, я был священником, меня интересовали совсем другие вещи». Они начали общаться, и однажды Фьоренцо получил письмо с признанием в любви.

«Что мне ответил? Ничего. Я думал и думал, и думал. Он написал мне в июне, после того я был в раздумьях-восемь месяцев». Рассказывая о том, бывший священник принимает не самые характерные для церкви слова, как «кризис» и «депрессия», и, без сомнения, рад, что и тот и другой остались позади.

Теперь, когда опыт работы Фьоренцо-семьянина почти сравнялся со стажем дон Фьоренцо-священника (16 и 17 лет соответственно), он смело утверждает, что обе эти работы очень ответственны, и каждый со своими трудностями. И обращаются к влюбленным в священники женщин: «Дайте им время, чтобы они сделали свой выбор. И когда они его сделают, уважайте его — каким бы он ни был».

Я вам пишу, чего же боле

Как раз незадолго до нашего разговора одна из подписанток пришлось смириться с решением возлюбленного прекратить их отношения. Кто знает, как оказалось бы этой пары судьба, если бы…

Конечно, обсуждая с синьоринами «женатых церковь» мужчины, мы не можем вспомнить фильм «Жена священника» 1971 года. «Замечательно, что он был снят столько лет, а многие сцены важно до сих пор, — замечают мои собеседницы. — В частности, два». Первая встреча героини Софи Лорен с кардиналом после скандальных газетных публикаций. Оказывается, что главное не то, что они мое желание вступать в брак грехом, а то, что нужно любой ценой избежать его огласки». Вторая — финальная, когда Лорен идет к герой Марчелло Мастроянни, неожиданно назначенный монсеньором. «Меня поразила его реплика: «все ясно, Валерия, церкви сейчас настал очень тяжелый период…» За эту фразу, и теперь прячется, когда не хочет принимать решение. Герой ослеплен своей новой роли, которую вы дали почетные, привилегии, и не понимает, что его продвижение — только ловушка, чтобы не дать покинуть церковь».

Или, скажем, в сцене знакомства с родителями:

«Разве не ты сказал мне, что священники должны жениться?» — «Конечно, только не моя дочь».

Также очень похоже.

Судя по рассказам женщин, влюбленных в священнослужителей, поделиться наболевшим особенно не с кем. Блоги, форумы и группы в Facebook, созданной сестрами по несчастью, — единственная отдушина. «Мы считаем, что одиноки или «неправильно», только общаясь с теми, кто переживает то же самое, что и мы. Благодаря интернету, где бы мы ни находились, мы общаемся каждый день, мы являемся настоящими друзьями: мы поддерживаем друг друга, делимся своими историями и болезненным опытом. С семьей и друзьями-это все не поделишься».

Некоторые из 26 синьорин обратился к папе и ранее, поодиночке. После же виртуальные знакомства друг с другом женщины решили действовать сообща — так появилось коллективное письмо. Спрашиваю, кстати, как к нему отнеслись те, ради кого он был составлен? Тут выясняется неожиданное: «Священник, которого я влюблена, не знает о своем участии в этом деле». И таких ответов — несколько.

Может, благодаря папе Франциску жизни подписанток и их любимых мужчин рано или поздно все равно будет меньше тайн — друг от друга, от близких, от церковного начальства? «Папа, который говорит о надежде, любви и нежности, заставляет нас верить в то, что после многовекового застоя, наконец, приходит время для обновления церкви. Мы ждем скорых изменений, но то, что об этом начали говорить — огромный шаг вперед. Мы ведем борьбу за прогресс, вроде той, что в прошлом веке женщины вели за избирательное право». И снова вспоминается «Жена священника», грустная шутка о двух кардиналов: «Как ты думаешь, мы когда-нибудь увидеть свадьбу священника?» — «Нет, вряд ли. А вот наши дети — действительно».

За то время, что Альберто провел с Еленой, он пришел к выводу, что «главный храм — человека внутри. Самое главное жить в согласии со своей совестью и в гармонии с Богом».

Но три с половиной часа, и той, с которой он собирается быть до тех пор, пока смерть не разлучит их, не стало.

А это означает, если верить некоторым, что теоретически бывший священник мог вернуться из лона природы в лоно церкви. Но не. Говорит, сутана тесновата стала. Во всех смыслах.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.