«Вот где наши мало тратит»: 5 старинных музеев Москвы

7 дeкaбря. испoлняeтся 110 лeт Дaрвинoвскoму музeю. «Гaзeтa.Ru» рaсскaзывaeт, чтo пришлoсь oтдaть зa чучeлo бeлки, гдe былa выстaвкa пoдaркoв Стaлину, кaкoй крeдит пoгaшaлся 28 лeт, чeм бoрoлся с шкoльным aлкoгoлизмoм — и другиe интeрeсныe истoрии o музeяx Мoсквы.

Читaть дaлee

  • Чубaйс рaсскaзaл o будущeм вoзoбнoвляeмoй энeргeтики в Рoссии

  • Нeт лучшиx сувeнирoв из 10 стрaн мирa, oт тex сумм, кoтoрыe вы xoтитe пoтрaтить

  • Aгрoxoлдингу «Кубaнь» — 15 лeт

  • Пeнсиoнный индeкс.Чтo вaм нужнo, чтoбы вaшa пeнсия рeгулярнo рaстут?

  • Прeдстaвитeли Гaзa зaявили o «aтaкe» сo стoрoны инoстрaннoгo инвeстициoннoгo фoндa Prosperity Capital

Дaрвинoвский музeй

Нeoфициaльнoй дaтoй oснoвaния музeя считaeтся в 1905 гoду, кoгдa учeный-зooлoг Aлeксaндр Кoтс пoсeтили Дaрвинoвский зaл в Бритaнскoм музee. Затем его удивительным «богатство фактов и скудость, недосказанность объединяющей идеи», и ученый решил создать похожую, но более цельную экспозицию в России. Тем более, что энтузиазм Котса хватило бы на десятерых. Своих воспоминаниях он писал: «С трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти-музейцем, страстным собирателем всего, что, по крайней мере, немного связано с животными».

Реклама

В 1907 году Котс был приглашен в качестве лектора на Московские очень женские курсы. Рассказ стал очень популярным из-за его коллекции чучел и естественнонаучных лекарства, которые он привез из экспедиции в Сибирь.

В самом деле, с этого момента и начинается официальная история музея.

В » за 1909 года. Котс дополняет свою коллекцию новыми экспонатами чучел зверей и птиц, которые ему достались после смерти другого ученого-орнитолога Федора Лоренца. Котс предложил себя роль финансового директора таксидермистской слова Лоренца, а зарплату получает чучелами, кроме того, он может выкупать будущие выставки по льготной цене.

Wikimedia

Александр Федорович Коц, 1925 год

Через несколько лет зоолог решает посетить Европу. Во время поездки в Берлин он приобретает, в том числе пять подлинных писем Чарльза Дарвина, которые также войдут в экспозицию музея.

Многие музейные экспонаты имеют свою уникальную историю. Например,

фаршированные частичного альбиноса гималайского медведя, по легенде, опять же с сельскохозяйственной выставки, где на него обратил внимание Владимир Ленин и попросил передать диковинку Дарвиновскому музею.

Еще одна история была связана чучелом белки и Котсом. Основатель музея рассказывал, что как-то раз, гуляя по московским улицам, он увидел в одном из окон чучело редкой белки. Тот такой удачей, Котс немедленно обратился к хозяйке и попросил продать чучела. Хозяйка сама, чувствуя его интерес, стал набивать цену, и в конце концов затребовала весь самовар.

Ученый сразу же побежал домой, где его семья как раз в это время пила чай. Ничего объяснить, Котс схватил самовар и проходил совершить долгожданный обмен. Чучело этой белки теперь размещено в одном из залов музея. Кроме того, в музее находится уникальная коллекция живописи в жанре анималистики. Особое значение имеет собрание бивней шерстистого мамонта и зубов давно вымерших акул.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

ГМИИ им. Пушкин, который ставят в один ряд с Лувром и метрополитен-музеем, был основан не на истории искусства Иваном Цветаевым, отцом поэтессы Марины Цветаевой. Первоначальное профессора целью было создать место, где студенты могут учиться давида, а также популяризация знаний об искусстве среди москвичей.

Музей был создан на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета. Первыми его экспонатами стали коллекции старых монет, собрание античных ваз и скульптур, а также небольшая библиотека. С течением времени экспозиция расширялась, пока не потребовался переезд в новое помещение попросторнее.

ТАСС

Открытие музея изящных искусств в Москве (ныне Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), 1912 год

Здание, открыт в 1912 году, строилось последнее слово техники. Ему придали вид античного храма, а ионическая колоннада на главном фасаде скопирован из храма Эрехтейона в афинском Акрополе, только в большем масштабе. Кровлю сделали стеклянной трубки: да, она достаточно дневной свет на втором этаже и двориках атриума.

Электрическое освещение экспозиционных залах не было запланировано: считалось, что осматривать скульптуры лучше всего при естественном освещении, и в целом с наступлением темноты музей планируется закрыть.

Новости smi2.ru

В формировании экспозиции акцент также был сделан на античность. Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формы, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались в первый раз. До революции в музее были только скульптурные коллекции, но с 1924 года там начал посылать и картины из «непрофильных» музейный вроде кремля, национализированных московских усадеб или ликвидированного Музея иконописи.

Во время Великой Отечественной войны большая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. Здание музея на Волхонке очень пострадало от бомбежек: была разбита часть стекла кровли, таким образом, через три года музейные залы стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада до сих пор можно увидеть выбоины от осколков бомб.

В 1944 году началось восстановление здания ГМИИ, а после войны коллекция пополнилась экспонатами из европейских музеев и Дрезденской галереи. С конца 1949 по 1953 год в большинстве залов музея разместилась выставка подарков Иосифу Сталину от народов СССР и зарубежных стран, но после смерти Сталина ГМИИ вернул свой «профиль» и открыл обновленную постоянную экспозицию.

Отдельно стоит отметить «сокровища Приама», который был установлен на раскопках Трои в германии археологом Генрихом Шлиманом. Долгое время считалось, что сокровища были навсегда потеряны. Но после Второй мировой войны выяснилось, клад был вывезен в СССР и хранился в строжайшей секретности. Общество увидел сокровища в ГМИИ им. Пушкина только в 1996 году.

Музей подпольной печати

Этот музей является одним из немногочисленных памятников русской политической революционной истории. Выставка призвана показать посетителям, как действовать нелегальная печать партии большевиков в эти годы.

Само здание типография начала свою работу еще в 1905 году и был использован для создания различных агитационных материалов, в основном, листовок, плакатов и газет. Для того, чтобы привлечь внимание и полиции, в доме был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».

Wikimedia

Музей подпольной печати

День в магазине торговали продуктами питания и в настоящее время в подполье состоялся активная работа печатников. В подвале для этой цели даже вырыть небольшой «пещере», замаскированную под колодец, через который подпольщики и попадали внутрь помещения, типография. Здесь же располагался специальный ноутбук для печати станок — «американка».

Несмотря на то, что правительство знало о существовании подпольных типографий, это место, так и не было обнаружено полицией. В 1906 году ЦК РСДРП решает расформировать типографию за ненадобностью.

Еще раз об этом месте вспомнили только в 1922 году.

После восстановления здания там появился первый в истории страны музей, посвященный политической печати.

Некоторые из организаторов создания музея были теми же печатниками, уже отошедшими от своей подпольной деятельности.

Музея посетители могут детально рассмотреть всю ту ситуацию, которая в то время окружала подпольщиков. Здания, в подвале есть склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены назад нелегальных газет и листовок. Он же станок располагается на дне колодца, находящегося в подвале. Посетить в помещении со станком, к сожалению, нельзя. Однако, через специальное окно, проделанное в одной из стен подвала,можно рассмотреть все помещение типографии.

Государственный исторический музей

«Музей имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (это первое название музея) был открыт в 1872 году. В ходатайстве о том, как создать музея предполагалось «собрать воедино со всех концов земли русской заветные святыни народа, памятники и документы всего российского государства».

Был создан музей, есть только жертвы и «себя средства, кроме того, учредителей, взял ссуду, которую удалось вернуть только через 28 лет, не без помощи государства.

Архитектор Владимир Шервуд предлагал забронировать жилье живописными панно, резьбой и скульптурами, а противники думали, что это будет отвлекать внимание от музейных экспонатов.

«Украшенные и расписанные стены музея без памятников будет как труп без души», — писал инициатор создания музея и археолог Алексей Уваров. С Шервудом они рассорились, а завершать его проект передали другому архитектору. Когда в этом здании впервые были применены такие нововведения, как цементный раствор, вентиляционных каналов и металлических поэтажные перекрытия.

Революционные события, несомненно, коснулся и искусства. Так, в дневнике археолога Василия Городцова есть результаты от 28 апреля 1917 года:

«Открытые залы музея вошел солдат-малоросс, и начал кричать: «Вот где наши работы мало тратит: строит миллионные домы хранения поганых черепков и никуда не годных бумаг!

Друзья! — ваши войска к сбежавшейся публике, — все это навоз нужно бросить выиграл, а дома иметь завод!». Произошло движение. В музее было много солдат и чернорабочих, и они, по-видимому, общее мнение ораторов».

После революции все, что могло быть связано со старым режимом, было закрашено или скрыты за слоем извести, если не снесено (как, например, Воскресенские ворота). 1930-х годов власти даже хотели полностью уничтожить здание, а на его месте установить новый памятник в честь победы коммунизма. Но из-за начавшейся войны планы реализовать так и не удалось.

Во время войны музей остановил свою работу только один раз — и едва не восемь дней, в самый тяжелый период обороны Москвы, в конце октября 1941 года. Но уже в день парада на Красной площади музей снова принимал посетителей новой выставкой, основанной на материалах фотохроники ТАСС. Кстати, наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в первую очередь Хвалынск на Волге, а затем в Кустанай.

В музее до сих пор вспоминают настоящий подвиг сотрудницы Натальи Пятышевой, вывезшей в 1944 году, при военной помощи из только что освобожденной Керчи 5-тонный мраморный саркофаг IV a. до n. э., приготовленные немцами для отправки в Германию.

Сегодня музей считается уникальным по величине экспонатов, отражающих историческую культуру России с древнейших времен до наших дней. Если вы хотите посмотреть все выставки музея, придется пройти около 4 тысяч шагов (3 км). Музей имеет коллекции 5 млн экспонатов, среди которых есть и довольно редкие. Например, только здесь можно увидеть первое издание «Слова о продуктах Игореве» или первую берестяную грамоту XIV века, найденной в Новгороде.

Антиалкогольный музеи

Об Антиалкогольном музее, располагавшемся в д. 6 в Нижнем Кисловском переулке, мало кто знает. Изначально в этом здании размещался театр «Секретаревка». В принципе,в нем играли начинающие актеры. Кстати, именно там впервые объявил Константин Алексеев под псевдонимом Станиславский. В 1881 году, «московский купеческий сын Яков Брюсов, отец поэта, положить здесь «спектакль на любителя, без платы за вход и без публикаций и афиш». В Секретаревском театра разыгрывались и пьесы, которые могли бы появиться на казенной императорской сцены.

В 1892 году дом пошел к доктору Корнилову, который провел там водолечебницу, а также и сам противоалкогольный музей, содержавшийся на частные услуги о народной трезвости.

Экспозиция музея была представлена диаграммами, картограммами, натуральными препаратами и муляжами, сообщающими о вреде алкоголя, его распространения и борьбы с ним.

Здесь также размещались коллекция антиалкогольной литературы по всех странах европы и диаграммы московской Комиссии по борьбе со школьным алкоголизмом.

Вход в музей был бесплатным, что вполне логично, учитывая целевую аудиторию. Не каждый за свои деньги должны пойти смотреть на результаты, вероятно, является одним из самых распространенных видов досуга, или, как писал ранее, «веселия Россия», которая «есть пити». Только вот время работы музея было выбрано не совсем удачно: с 13 до 16 часов, когда уже не каждый потенциальный посетитель был способен вдумчиво рассмотреть экспозицию. Музей просуществовал до начала Октябрьской революции и позже был закрыт.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.