Рождество в Москве: праздник после службы

Сeгoдня всe прaвoслaвныe xристиaнe oтмeчaют Рoждeствo Xристa. Чтoбы прoникнуться дуxoм прaздникa, нe oбязaтeльнo стoять всю нoчную службу в xрaмe, в Мoсквe eсть ряд впoлнe свeтскиx дoмoв и улиц, вызывaющиx aссoциaции с этим днeм. «Гaзeтa.Ru» рaсскaзывaeт o рoждeствo в мeстax и трaдицияx стoлицы.

Глaвнaя

  • Aнсaмбль имeни Aлeксaндрoвa сoбирaeт xудoжникoв

  • Вриo губeрнaтoрa Кaлинингрaдскoй oблaсти прeдлoжил признaть бoбрoв бoльнo живoтными

  • Сквoрцoвa: пик зaбoлeвaeмoсти гриппoм в Рoссии eщe нe прoйдeн

  • Глaвa oтдeлa пoлиции Иркутскa пoдoзрeвaeтся в xaлaтнoсти случae o «Бoярышникe»

  • Прoгнoз пoгoды нa янвaрь в цифрax и гифкax

Читaть дaлee

  • Взнoс в рaмкax прoгрaммы гoссoфинaнсирoвaния пeнсии нeoбxoдимo выпoлнить дo кoнцa гoдa

  • Плaтить зa сoсeдa

Сeeм-пoсeвaeм, пoлицию нe вызывaeм

Сoвeтскaя эпоха была приучить многих к тому, чтобы праздник Рождества Христова стал чем-то вроде программы с Новым годом. А между тем, традиционно в Россия было одним из величайших праздников года, со своими традициями и ритуалами.

«Это был второй по значимости праздник после Святой Пасхи. Его ждали, готовились заранее, особенно молодежь. В доме было принято, все очистить, чтобы встретить праздник в чистоте и порядке. Рождество, или, как его называли, Филиппов, после завершался накануне Рождества, в сочельник, когда по традиции готовили специальное блюдо из пшеницы с медом (сочиво), давшее имя дня.

И угощение в сочельник был еще скромный. А с Рождества начинались Святки, которые длились две недели — до Крещения. И вот уже наступала стихия праздника.

Молодежь отправлялась колядовать, девушки гадали, по улицам ходили ряженые», — сказал «Газете.Ru» кандидат исторических наук, эксперт Московского дома национальностей Александр Некрасов.

Во время колядок, ребята и девушки ходили по домам, пели хвалебные песни, их хозяевам в надежде получить за это какое-нибудь угощение. Иногда текст этих рождественских напевов были совсем незамысловатым: «Сеем-сеем-посеваем, с рождеством вас (новый год) поздравляю. Открывайте сундучок, доставайте пятачок».

Как старая Москва встречала Новый год

49% россиян собираются праздновать старый Новый год. Об этом, во всяком случае, свидетельствует опрос портала Superjob.ru. «Газета.Ru предлагает… →

Некоторые люди даже в наши дни занимаются колядками, и стараются, чтобы это событие проходило с национальным русским колоритом.

«Мы уже несколько лет с детьми в тот день надеваем русские народные костюмы и едем в разные районы Москвы, стучимся и звоним различные квартиры. Стараемся попасть туда, где нас уже немного, по крайней мере, знает», — рассказал «Газете.Ru» руководитель детского фольклорного ансамбля «Веретенце» Валерия Петрушина.

Она говорит, тексты колядок они стремятся выбрать аутентичные, которые они написали от различных жителей села в России во время культурологических экспедиций. В этом случае участникам ансамбля, как правило, дает конфеты и другие сладости. «Мы не раз сталкивались с агрессией, ведь мы, по сути дети участвуют в этом процессе. Но каждый случай с нами ходит, их родители — один-два человека.

Бывает, что люди просто не открывают двери. А один раз кто-то даже милицию вызвал. Но часто слушать, и с удовольствием.

Хотя реакция людей считает, что традиция колядок потеряно. Один раз, например, муж нас слушал-слушал, а потом говорит «А я вообще не понимаю, чего вы от меня хотите?» — рассказал Петрушина.

Кстати, на Рождество, были распространены и другие традиции. Считалось, что от того, как человек будет играть на Рождество, будет зависеть и то, как он проживет следующий год. Так что сам праздник были распространены гадания, а также накануне Рождества и сразу после него, действовали негласные запреты на определенные действия.

«Рождество является началом Святок, дней почитания мертвых. Святки продолжаются до дня Крещения (19 января). Людей этот период считался самым позволяет иметь разнообразнейших гаданий. В то время была полностью запрещена охота на зверей и птиц. Широко распространенным рождественским обычаем в деревнях было проложить во дворе, а затем сжигание соломенного стога. Вся родня, когда этот стояли вокруг в благоговейном молчании, пока солома не сгорала полностью. По поверью, умершие предки в эти мгновения приходят погреться от огня, зажженного их потомками», — продолжает Некрасов. По его словам, в прошлое

у русских земледельцев был плохой приметой, если на Рождество из числа посторонних людей первой жилья входила женщина; считалось, что в этом доме женская половина семейства будет болеть целый год.

Кроме того, непосредственно к ужину было принято приглашать одиноких знакомых людей или путников. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду, волки, «отведав и зная человеческую доброту», не вредили крестьянской скотине, пояснил Некрасов.

Элегантный пассаж

Современных москвичей Рождество есть немало мест, которые можно посетить. И это не только ближайшая церковь, где в ночь на 7 декабря. состоится рождественская служба, но и совершенно светские дома или на улице. Например, исторически сложилось так, что рождественские подарки москвичи всегда покупали в Петровском пассаже и ГУМе, Кузнецком Мосту, Столешниковом переулке.

Петровский пассаж был создан в 1903 году на деньги знаменитого Веры Фирсановой, мецената, который принадлежит более двадцати домом, усадьбой и комплексом Сандуновских бань.

Фирсановский пассаж собрал под своими сводами более пятидесяти различных торговых павильонов, включая магазины известных торговых домов: «Маркушевич и Григорьев. Шелковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья» — его Императорского двора, «Весельков и Ташин — модные материалы дамских платьев». Торговали там, пастилой и конфетами известного кондитера Абрикосова, а также фото-и видеотехникой французской фирмы «Гомонъ».

Освещение было электрическим, что было чрезвычайным явлением, если В московском времени.

Дело в том, что вы Фирсановой была личная электростанция — в районе Сандуновских бань.

После революции пассаж национализировали. В разное время там располагались: кинотеатр, выставочный и аукционный залы и даже мастерская для создания дирижаблей, где пришлось поработать знаменитому итальянскому мастеру Умберто Нобиле.

После Великой Отечественной войны, там некоторое время была коммуналка, в которую поселили людей, потерявших жилье из-за бомбежек. Торговля, вернулся в пассаж только в 1960 году. В 1988-1991 годы пассаж реконструировали, это его оригинальная планировка, была повреждена. Церемония открытия реконструированного Петровского пассажа освятил Патриарх Московский и всея России Алексий II. Здание до сих пор является памятник архитектуры конца XIX – XX века.

«Я бы запретил 40 лет добро пожаловать в Новый год»

Как встречали 1917 год футуристы, за что Юрий Никулин обиделся на Деда Мороза и как проходил новогодний утренник в блокадном Ленинграде — … →

Столешников переулок (а изначально — два переулка, от Петровки до Большой Дмитровки, пояс от Большой Дмитровки до Тверской улицы, вместе взятых, затем долгое время был местом, где жили и работали московские ткачи. Их называли столешниками, отсюда и название этого места. После большого пожара 1812 года. в переулке появляются каменные здания, открытый купеческие лавки и магазины, где затоваривались московские жители, Рождество и Пасха. В XIX веке здесь строятся и доходные дома.

В первые годы после Октябрьской революции все торговые помещения Столешникова переулка стали складами, но со временем их снова открылись магазины. В советские годы Столешников переулок был известен в первую очередь своими книжными магазинами — они букинистические лавки считались лучшими в Москве. А также на месте старого полицейского участка здесь создал Институт марксизма-ленинизма. После СССР распада панели постепенно заполонили фешенебельные бутики и магазины различных западных брендов.

Государственный универсальный магазин, или Верхние торговые ряды, на Красной площади появились при Екатерине II. Правда, тогда это был не нынешний красивое здание, а хаотично расположенные и работавшие торговые ряды.

После обсуждения московских чиновников, который длился почти 40 лет, наконец, начали строить новое здание, который, наконец, был открыт в 1896 году. Здание построено в псевдорусском стиле, результат стал коллективных усилий архитекторов Александра Померанцева Петра Щекотова и Владимира Шухова. В советское время назначение Гума не изменилась — там располагался главный столичный универсальный магазин, куда водили гостей из столицы.

Не «Щелкунчиком» объединенной

Нельзя говорить о Рождестве, не упоминая столичные театры, которые всегда радовали в этот день горожан праздничным репертуаром. Например, во МХАТе уже более ста лет проходит построил знаменитый рождественская сказка Мориса Метерлинка «Синяя птица».

Этот шедевр был написан в 1908 году, и с этого года он идет в МХАТе, а первую постановку осуществил лично легендарный Константин Станиславский. По сюжету, в ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль посещает фея Берилюна. Ее внучка больна, и спасти может только Синяя птица. Благодаря волшебному подарку Феи дети получают возможность видеть душу вещей. Неживые предметы (Часы, Огонь, Вода, Хлеб, Молоко) преображаются в живых существ со своим характером. Все вместе они отправляются в опасное путешествие за сказочной Синей птицей.

Большой театр также предложит всем посетителям особенную рождественскую программу. Там зрители уже который год не может увидеть «Снегурочку» Римского-Корсакова и «Щелкунчика» Чайковского. Пьеса о главной героине зимняя сказка была закончена Александром Островским в 1873 году, в день его пятидесятилетия. Сюжет основан еще языческих верований славян и рассказывает о том, как Снегурочка находит любовь и дарит своим любимым, но и сам умирает от теплых лучей солнца-Ярила.

Эта пьеса была создана почти случайно. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная.

С предложением написать такую играть через очень короткое время обратился к Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать изображения из народной сказки «Девочка-Снегурочка».

Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана, то молодому композитору Петру Чайковскому. Оба работали пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом соединение.

Деда Мороза выгоняют из Украины

Приближающийся Новый год власти Киева не хотят встречать с Дедом Морозом, который называют «пережитком советского прошлого». На смену зимнему… →

Что касается второго хрестоматийного произведения, балет на музыку Чайковского по сюжету сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» впервые построил в Петербурге, в Мариинском театре в 1892 году. Большого театра в Москве его поставили гораздо позже, в 1919 году.

Примечательна история самого театра. Он был основан в 1776 году, первоначально его труппа состояла из крепостных актеров и музыкантов, выкупленных казной. Несколько раз здание этого культурного учреждения был разрушен различными пожарами. Самый сильный произошел в 1853 году, когда здание выгорело дотла. В этом же году архитектор Константин Тон предложил проект того здания, которое в настоящее время стало известным во всем мире. Он выполняется по канонам классицизма в архитектуре.

В первые годы после революции, Большой театр был в основном не по назначению.

Так, в 1922 году там состоялся I Всесоюзный съезд Советов, в 1925 году. в нем был показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», а в 1932 году на сцене прошел волейбольный матч между сборными Москвы и Днепропетровска.

Кстати, один из сортов голландских тюльпанов, известные своей красотой по всему миру, а также связан с большим театром. Цветовод, посетивший в 50-х годах XX века Москву, был так впечатлен, что вывели новые сорта, и назвал их «Галина Уланова» и «Большой театр». Именно этих двух сортов сейчас высаживают каждый год на Театральной площади напротив здания Большой.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.